Когда надо идти к логопеду?

«Он еще не говорит и уже у логопеда? Я и не знала, что такие маленькие дети тоже ходят к логопеду. И что ты с ними делаешь?» Такие вопросы я слышу очень часто, когда родитель выходит из кабинета с младенцем на руках. Профессия логопеда обычно связана с коррекцией дефектов речи. Однако это совершенно другое. Логопедия — это широкая дисциплина, и врач может обследовать и поддерживать новорожденного. Верхнего возрастного предела для логопеда также нет. Логопед также эффективно помогает взрослым исправить дефекты речи, улучшить голосообразование, научиться правильному дыханию. Поэтому стоит воспользоваться логопедическими услугами.

Так когда же стоит идти на консультацию к логопеду?

К логопеду следует обратиться в следующих случаях:

  • ребенку трудно сосать, глотать, кусать и жевать
  • ребенку около 3 месяцев (не издает гортанных звуков типа а-гггг)
  • Ребенок 6-7 месяцев не лепечет (не произносит последовательности слогов, например, бабаба, мама)
  • ребенок около года не произносит отдельные слова
  • двухлетний ребенок имеет ограниченный словарный запас (несколько-десяток слов) или не говорит, не составляет простых предложений типа «мама я»
  • независимо от возраста ребенок говорит невнятно, высказывания непонятны
  • ребенок не реагирует на команды, не устанавливает зрительный контакт, произносит непонятные последовательности звуков, не отзывается на имя
  • во время артикуляции ребенок просовывает язык между зубами
  • у ребенка часто приоткрыт рот, обильно слюнотечение
  • ребенок в 4 года не произносит звуки с, з, в, дз
  • ребенок 5 лет не произносит звуки сз, рз, чз, дж
  • ребенок в 6 лет не выговаривает р
  • ребенок 7 лет не произносит никаких звуков или произносит их деформированно
  • ребенку трудно научиться читать или писать
  • ребенок заикается
  • ребенок перестает говорить в определенных местах или не разговаривает с людьми, например, всегда в детском саду или в магазине
  • есть трудности с приемом пищи
  • планируется ортодонтическое лечение или находимся в процессе, чтобы оценить способ глотания, положение языка в состоянии покоя, строение органов речи и поддержать ортодонтическое лечение
  • в любое время, когда у нас возникают сомнения в правильности развития речи и общения.

Помните, всегда лучше прийти на консультацию и услышать, что расстройств нет, чем тянуть время и не замечать расстройство на ранней стадии, когда мы часто можем эффективно помочь и не образуются вторичные расстройства и не сохраняются аномальные паттерны! Важно, чтобы логопедические взаимодействия осуществлялись как можно раньше, тогда шансов на устранение нарушений больше.

Пример: двухлетний ребенок не разговаривает и ходит в ясли, где нет возможности установить словесный контакт со сверстниками, он может попробовать другие способы общения (например, дергать, бить, кусать, дергать за волосы, кричать ), он также может отстраняться от ситуаций общения, неохотно участвовать в занятиях, испытывать фрустрацию, страх, связанные с этими трудностями.