Стресс и психологические травмы детей военного времени — решение предлагает психолог

Стресс и психологические травмы детей военного времени - решение предлагает психолог

Как распознать психологические травмы у детей – эксперты предлагают решенияПсихологи считают, что дети так же, как взрослые, переживают послевоенный стресс, и им необходимо помочь в формировании положительных и правильных образов героев и кумиров.

Нана Мартиросян, Sputnik Армения

После войны в Нагорном Карабахе тысячи армянских детей получили психологические травмы. Часть из них потеряла отца или брата, другие стали вынужденными переселенцами и лишились привычной жизни, есть и такие, чьи семьи не затронула война, однако информационные потоки негативно отразились и на их состоянии.

По словам психолога Хачатура Гаспаряна, если изменилось поведение ребенка, есть нарушения сна, пищевых привычек и проявлений эмоций, то необходимо обращаться к специалистам, поскольку это тревожные сигналы о наличии проблем. Однако вместе с этим, эксперт советует не замалчивать проблему, наоборот — говорить о ней на доступном ребенку языке, помогать ему раскрывать страхи и беспокойства.

«Родителям нельзя показывать ребенку, что они растеряны, наоборот дети должны чувствовать, что взрослые контролируют ситуацию, иначе у них появятся серьезные страхи. Они переживают все эмоции родителей и плюс к этому у них свои переживания. К примеру, вынуждено перемещенные дети переживают потерю и скучают по обычной жизни, следовательно, им нужно больше любви и тепла», — сказал Гаспарян.

Психолог отметил, что дети 5-6 лет не полностью осознаю смерть и всегда надеются на возвращения погибшего. У детей 7-8 лет обостренное чувство страха перед смертью и они боятся потерять близких. В возрастной категории 9-10 лет и старше понимают безысходность и уже хотят понять ее причины. С подростками все сложнее, поскольку они начинают проявлять деструктивное поведение, становятся грубыми и агрессивными, иногда начинают курить и употреблять алкоголь.

«Необходимо ограничить информационные потоки, не проводить обсуждения на тревожные темы в присутствии детей, поскольку они могут увидеть угрозы и у них возникнут дополнительные страхи. Кроме этого, нельзя запрещать им быть слабыми или капризными, нельзя закрывать рот ребенку», — сказал он.

Вместе с тем, Гаспарян советует рассказывать героические эпизоды истории, рассказывать о победах прошлого, чтобы они не считали себя и свой народ ущербным. По его убеждению, на государственном уровне необходимо сформировать образ героя, который соответствует всем национальным и моральным характеристикам, чтобы в дальнейшем в армянском обществе были здоровые кумиры, а дети восторгались не героями ситкомов.

В свою очередь психолог из Франции Рузан Бланш предлагает разрабатывать специальные образовательные программы, которые заинтересуют детей и помогут им отвлечься от кризисной ситуации. По ее убеждению, необходимо найти таким детям увлечение и как можно больше занять их, чтобы в постоянном процессе обучения или даже развлечений они не успевали думать о проблемах, не испытывали отрицательных эмоций.

«Важно, чтобы дети чувствовали много любви и не считали себя виновными за потерю папы или брата. Необходимо говорить с ними и рассказывать о ситуации, почему происходят войны и как можно использовать свой потенциал, чтобы помочь своей стране или народу. К примеру, одна из моих пациенток решила учить языки противника, чтобы в дальнейшем помогать республике. Такие примеры очень важны», — отметила эксперт.

При этом психолог, считает, что в образовательных программах основной акцент должен ставиться на героических эпизодах, должны быть представлены истории проявления исключительной храбрости, важно говорить о победах и максимально анализировать причины поражения, чтобы дети осознавали, насколько важно быть сильными, образованными и развитыми.

«Дети должны видеть выход из ситуации, важно направлять их правильно, чтобы это было конструктивно как для них лично, так и государства», — отметила она.

Вместе с тем, эксперт советует часто говорить об известных детям погибших воинах, причем не траурно и оплакивая, а рассказать о героизме, который они проявили. Необходимо формировать отдельные личностные примеры, образы кумиров, чтобы детей не завлекали модные и зачастую не самые положительные персонажи.

Оба эксперта советуют быть внимательными к поведению детей и несовершеннолетних и, при наличии несвойственных им изменений в поведении, обращаться к специалистам. Также они советуют быть более ласковыми к детям в кризисных ситуациях и проявлять максимальные объемы любви и позитивных эмоций.